«ФЕНОМЕН «БИТЛЗ»: В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Беседа с ведущим российским битловедом Владимиром Бокаревым

Справка о собеседнике с его слов:

Бокарев Владимир Валентинович, окончил в 1985 г. исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (МГПИ, ныне МПГУ), доцент кафедры истории и социологии кафедры истории и социологии Московского государственного горного университета (МГГУ).

Научная специализация: история общественно-политических движений в странах Запада; история контркультуры; история второй мировой войны, история политических отношений Русских княжеств и Золотой Орды в ХIII—XV вв. Автор научных и учебно-методических работ: 1) Движение национальных меньшинств в США в первой половине ХХ века. М.:МГИ, 1992.; «Коалиция Радуга» Джесси Джексона и президентские выборы в США в 1984 году. М.: МГГУ, 1995; Исторические портреты: неизвестное об известных. Вып. 1. М.: МГГУ, 1993; Вып.2. М.: МГГУ, 1995; История государства Российского IX-XX веков в вопросах и ответах. Тесты. М.: «Ветеран ВИФ», 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005.; Дни воинской славы России XIII—XX веков. М.: Академия ФСБ, 2000.; История России VI—XX веков. Тематический контроль. М.: «Век», «Ветеран ВИФ», 2001. Русское средневековье. Страницы истории XIII—XVI веков. М.: МГГУ, 2005.

Главный редактор серий «ЭРА» и «Антология рок-музыки», зам директора издательской и книготорговой фирмы ООО «Ветеран ВИФ».

Изучением «Битлз» занимается с 1975 г. Автор и составитель книг «Джон Леннон и движение протеста в западном обществе в 60—70-е годы ХХ века». М.: МГИ, 1991.; «Джон Леннон: мифы и реальность». М.: Издательство фирмы «Клён», 1992.; «Одиссея Пола Маккартни», М.: «Век», 1997.; М.: «Ветеран ВИФ», 2002, 2003, 2004.; «Джордж Харрисон. Русский взгляд». М.: «Ветеран ВИФ», 2001, 2003.

В качестве официально аккредитованного журналиста принимал участие в пресс-конференциях и освещении концертов следующих исполнителей: Ринго Старр, Пол Маккартни, Тони Шеридан, Чак Берри, Манфред Мэнн, Ронни Дио, Брайан Мэй, Би Би Кинг, Джон Линн Тёрнер, Гленн Хьюз, Кен Хенсли, Элис Купер, Сальваторе Адамо, Карел Готт; «Дип пёрпл», «Свит», «Слейд», «Назарет», «Прокол харум», «Статус кво», «Энималз», «Смоуки» и др.
Организатор Недель Битлз-книги в Москве: I Неделя — 2002 г, II неделя — 2003 г.; III Неделя — 2004 г.



Владимир Бокарев и Sgt. Paper
Владимир Бокарев (cлева) и Sgt. Paper

Часть первая

Sgt.Paper: Владимир, читателям «Эплоко» будет интересно узнать, когда и каким образом произошло твоё знакомство с творчеством «Битлз»? Что ты коллекционируешь, и есть ли в твоей коллекции раритеты?

БОКАРЕВ: Первую песню «Битлз» я услышал ещё в детстве где-то в году 1967 или 1968. Это была ленноновская “Girl”. В домашнем архиве даже сохранился английский текст песни, переписанный моей старшей сестрой Ольгой для школьных занятий по английскому языку.

В 1967 году фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку с записью песни «Битлз». Ею как раз и была “Girl”. На конверте пластинки песня Леннона фигурировала как народная английская песня в исполнении ансамбля «Битлз» (название ливерпульского квартета было дано как «Битлс»). Наверное, это была сознательная уловка хитрых редакторов, а может, так получилось, потому что так получилось.

Моё первое знакомство с творчеством «Битлз» было во многом подсознательным и сиюминутным.

А по-настоящему музыкой «Битлз» я стал увлекаться значительно позднее — с 1975 года. Главным источником моих знаний были музыкальные программы польского радио, которое вещало на коротких волнах в диапазоне 31 метра. На мой взгляд, во второй половине 70-х - начале 80-х на польском радио работали великолепные журналисты — настоящие знатоки музыки. Рок, блюз, джаз, фолк, кантри, классика. Эти программы не подвергались глушению, помехи практически отсутствовали, и можно было спокойно записывать музыку на магнитофон «Чайка-66»; несколько бобин с записями тех лет до сих пор где-то запрятаны в дальнем углу антресоли.

Были и другие источники. Музыкальные программы «Би-Би-Си» на русском языке. «Английские» фамилии ведущих, по-моему — Пол Марш и Сент Джонс, настоящие мне неизвестны; в конце 70-х передачи стал вести Сева Новгородцев. Слушал я музыкальные передачи многих других западных радиостанций, но их уровень был слабее.

Из отечественных музыкальных радиопрограмм тех лет я часто слушал «На всех широтах» и «Поющие меридианы». Прекрасно помню, как осенью 1975 года в передаче «На всех широтах», которую вёл Виктор Татарский, был дан обзор альбома Пола Маккартни и группы «Уингз» «Венера и Марс», прозвучала и заглавная песня 1.

Одновременно я стал собирать пластинки с записями песен «Битлз». Я был приятно удивлён, когда обнаружил в московских музыкальных магазинах в свободной продаже несколько маленьких пластинок с записями «Битлз» и песнями в исполнении экс-Битлов. В ассортименте были пластинки «Дип пёрпл», «Свит», «Слейд», «Роллинг Стоунз» и т.д.

Я начал также коллекционировать публикации о «Битлз» и рок-музыке сначала в советской, а затем и в зарубежной периодике. Благо, к тому времени у меня уже был некоторый опыт коллекционирования газетных и журнальных материалов. В основном это были публикации на две темы: индейскую и хоккейную.

Почти за 30 лет мой архив заметно расширился. Порой трудно отыскать нужный материал из-за обилия газет, журналов и книг.

Есть среди них и редкие экземпляры. После выхода в 1992 году моей книги «Джон Леннон: мифы и реальность» я получил из Голландии письмо от Рене ван Хаарлема — главного редактора журнала “Beatles unlimitied”, который издаётся и распространяется в Западной Европе с 1963 года. В присланном мне #110 журнала (июль-август 1993) была опубликована рецензия на мою книгу с воспроизведением её обложки.

Один из последних раритетов мне недавно подарил корреспондент журнала «Музыкальная жизнь» Анатолий Ткачёв.

Это статья музыковеда Леонида Переверзева «Битлз» — лицо и сущность поп-музыки», опубликованная в 10 номере «Музыкальной жизни» за 1968 год. Приятно иметь в коллекции оригинал, особенно, когда вспоминаешь, с каким чувством конспектировал статью в далёких 70-х годах. Ведь это первая положительная статья в отечественной прессе о «Битлз», с которой, по сути, и берёт своё начало отечественное битловедение.

В последние пять лет мне довелось поработать в качестве журналиста на пресс-конференциях и в освещение гастролей многих знаменитых западных музыкантов — Ринго Старр, «Статус кво», «Дип пёрпл», «Свит», «Слейд«, Брайан Мэй, Манфред Мэнн, Дио, Рик Уэйкмэн, Роджер Уотерс, Сальваторе Адамо. Всех сразу и не вспомнишь. Сотни фотографий, десятки кассет с записью интервью, автографы, плакаты и т.д. Пожалуй, это одно из главных достояний моей коллекции.

В 2003 году я собираюсь открыть свой сайт в Интернете. На сайте можно будет познакомиться со многими редкими и эксклюзивными материалами по рок-музыке. В конце 2003 года, если позволят силы и финансы, часть материалов будут опубликованы на страницах новых книг серии «Антология рок-музыки».

Любопытно, что новый аспект в моей профессиональной деятельности начался именно с приезда в Россию на гастроли Ринго Старра в августе 1998 года.

1 Я тоже помню эту передачу. Но мне кажется там были и другие песни с этого альбома, в частности запомнилась “Listen To What The Man Said”.


<Полный текст статьи — см. Бонус-диск, том 1>

Hosted by uCoz