Леннон остаётся с нами

(Рецензия на четвёртое издание бонус-диска
«Книга о Ленноне #9»)

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что каждый год 8 декабря многие поклонники группы «Битлз» задаются вопросом: как достойно почтить память Джона Леннона, создателя великой группы и автора песен, навсегда оставшихся в сердцах многих людей? Почему так происходит? Наверно, потому, что в наше сумасшедшее время «только голос вчерашних песен сильней и верней», как пел Андрей Макаревич. Екатеринбуржцы Валерий Ваганов и Александр Воронков почтили память великого музыканта по-своему: выпустили в свет дополненное новыми материалами и фотографиями четвертое (!) издание бонус-диска к своей книге «Джон Леннон. Вот моя история, смиренная и правдивая…»

Ранее я уже писал об этой книге, и повторяться не хочется (к тому же все желающие могут найти мой отзыв на данном бонус-диске). Скажу самое главное. Книга замечательна тем, что в ней история жизни и творчества Джона Леннона изложена им самим. Изложена ярко, откровенно, эмоционально и сиюминутно. Это не мемуары знаменитого человека, удалившегося на заслуженный отдых, поскольку в мемуарах автор вольно или невольно рисует свой образ таким, каким ему хочется быть в глазах окружающих и своих собственных. Кстати, многие биографы Битлов грешат этим, подгоняя сложные и многогранные личности четырех музыкантов под какие-то свои стандарты и схемы: Джон — бунтарь и клоун, Пол — симпатяшка и т.д. Исключение составляет лишь книга Альберта Голдмана, но тут нужна консультация психиатра. В книге и диске говорит сам Джон, отвечая на вопросы многочисленных интервьюеров. А поскольку интервью проводились в разные годы жизни Джона (в основном, пост-битловский период), и на многие вещи его взгляды кардинально менялись, то читатели могут сами подумать и разобраться, в чем они согласны или не согласны со своим кумиром. Хочется надеяться, что несогласные тоже найдутся, поскольку от попыток сделать из Леннона святого мученика, обелить его образ, и от призывов разобраться с негодяями, не позволявшими ему проявлять свою гениальность, становится смешно, а временами — страшно.

Хочется отметить интервью Джорджа, Пола и, особенно, «роллингов» — об их отношениях с Джоном, потому что опять же — одно дело, когда сам человек говорит о себе (пусть даже так обнажает душу, как Джон), и совсем другое дело, когда его описывают близкие люди, заслуживающие доверия.

Изучая целый год предыдущее издание бонус-диска и получив возможность сравнить его с новым, сразу же хочу отметить появление свежего материала. Во-первых, в формате МР3 на диске представлены кавер-версии как «битловских», так и сольных работ Леннона. Среди них — Day Tripper в агрессивном исполнении Джимми Хендрикса; Come Together — не спетая, но прожитая неистовой Тиной Тернер; параноидальный вариант I Am The Walrus Фрэнка Заппы и бесконечно нежная и трогательная (на мой взгляд) Strawberry Fields Forever в прочтении Ричи Хэвенса. Последняя вещь как нельзя лучше передает романтическое настроение, магию детства и мечту о чем-то приятном. Можно послушать даже любимые песни Джона из его собственного музыкального ящика. Впрочем, каждый найдет на этом диске песни по своему сердцу, было бы желание послушать.

Во-вторых, на диске представлена подборка статей (точнее, коллекция вырезок) из советских (а также — российских) и зарубежных газет за 1980 год об убийстве Джона Леннона. Рассматривая данную коллекцию, я вспомнил, что многие статьи я читал когда-то, вот только вырезать и сохранить не удосужился, поскольку увлечение музыкой «Битлз» пришло много позже. Многое из тогда прочитанного осталось невыясненным до конца. Многое память сохранила обрывками, цитатами. До сих пор вспоминаю музыкальный магазин в Вильнюсе и книгу Пита Беста, одиноко стоявшую на полке под равнодушными взглядами покупателей. Что поделать… Зато теперь бонус-диск дал возможность вновь окунуться в то время и вспомнить, как это было. А если бы нашелся кто-нибудь и создал похожие диски с материалами о “Queen”, “The Rolling Stones” и других, то сколько бы газет и журналов в библиотеках остались бы в целости и сохранности! Но это так, к слову…

К чести для создателей бонус-диска, они полагают, что их труд заслуживает не только комплиментов, но и критики. Что ж, критиковать всегда легче, чем создавать самому, поэтому замечаний у меня немного.

Во-первых, вышеупомянутые статьи об убийстве Джона представлены на диске в своем оригинальном виде, то есть они сканированы. Из-за этого некоторые из них весьма трудно прочитать, поскольку газетная вырезка на мониторе выглядит такой же маленькой, как газетный шрифт, которым она напечатана. Увеличение здесь бесполезно, поскольку буквы и строчки расплываются и сливаются. Может быть, рядом с оригиналом было бы уместно поместить перепечатанную копию?

Во-вторых, так ли необходимо было помещать на диск любимую музыку Джона? Не спорю, дотошных исследователей заинтересует абсолютно все, но давайте представим, что музыкальный автомат Джона был заполнен композициями вроде “Revolution #9”? Выдержали бы такое даже самые преданные поклонники? Сомневаюсь. К тому же, о вкусах не спорят, так что нельзя утверждать наверняка, что любимые песни героя книги и диска понравятся всем его поклонникам. Я читал в Интернете, что некоторые битломаны не поняли увлечения Полом Маккартни группой “Beach Boys” и всерьез дискутировали, что в этой группе могло понравится Полу. А почему им должно было понравиться? У каждого ведь свои предпочтения, свой зов сердца, доступный только ему.

В-третьих, не надо было оправдываться перед интервью «Роллинг Стоунз», что у официальных биографов не зафиксирован факт тусовок Джона и Йоко с «роллингами» во Франции. Участники событий все равно знают лучше, чем «описатели», как дело было. Еще Ринго высказался в книге Хантера Дэвиса: «Я скажу, что мы выпили три чашки кофе, а кто-то будет настаивать, что четыре».

Самый главный российский битломан Коля Васин несколько раз высказывал мысль, что Джон Леннон на самом деле не погиб в тот декабрьский вечер, а живет где-то вдали от всех. Идея эта смутила или изумила даже самых заядлых битломанов, однако кое в чем Васин прав: Джон действительно остался с нами. Остался в душах и памяти своих поклонников. Остался в своих песнях, фильмах, концертах, воспоминаниях и книгах о нем.

Валерий Ваганов и Александр Воронков, создавшие эту двухдисковую электронную Леннонониану заслуживают нашу благодарность.


© Виталий Климович, Вильнюс, 2007


Hosted by uCoz